Компания Firstgaming (RUB90), занимающаяся программным обеспечением и экспертизой букмекерского рынка, провела анализ рынков пятёрки лидирующих по доходам европейских стран (Великобритании, Италии, Германии, Франции и Испании) и пояснила, почему Европа является центром игорного бизнеса.
Правовое регулирование игорного бизнеса
Текущая система правового регулирования складывалась в европейских странах в основном с 2005 по 2011 год. Именно в этот период приняты основные действующие на данный момент законодательные нормы. В одних странах этот процесс проходил в виде усовершенствования и обновления существующих норм (например, Gambling Act 2005 в Великобритании), в других — рынок оказался вовсе не урегулированным, в связи с чем были приняты новые акты легализации тех или иных сегментов гемблинга (Finance Act 2007 в Италии, Gambling Act 2010 во Франции, Gambling Act 2011 в Испании и другие).
Стоит отметить, что на сегодняшний день наиболее совершенная система регулирования игорного рынка действует в Великобритании. Нормы, действующие в стране, покрывают все возможные сегменты гемблинга: от всех форм оффлайн-гемблинга букмекеров с местной регистрацией до онлайн-гемблинга, предоставляемого зарубежными компаниями.
Выполнение законодательства возложено на Gambling Commission, этот орган раз в полгода публикует обширную статистику и исследования легального игорного рынка в Великобритании. Кроме всего прочего, в стране дифференцирована доступность тех или иных сегментов рынка для различных категорий населения: например, для игровых автоматов действует классификация, которая определяет их доступность для граждан различных возрастов и максимально возможный проигрыш. Налог на игорный бизнес составляет в среднем 10-15% от прибыли букмекера. Конкретная ставка налога зависит от сегмента, в котором работает компания.
В Испании и Германии регулирование игорной сферы осуществляется преимущественно местными органами власти. Так, в Испании спортивный беттинг, покер, бинго, рулетка, блекджек и баккара в онлайне разрешены лишь на общенациональном уровне, а вот ставки в Live полномочны разрешать или запрещать местные органы власти. Они же определяют зоны, в которых разрешено размещать ППС. Соответственно, гемблинг частично облагается общегосударственными налогами, частично — местными налогами.
В Германии также нет единых условий работы на всей территории — в земле Шлезвиг-Гольштейн наиболее удобные для условия для бизнеса, поскольку в определённый момент местные власти внедрили здесь лицензирование широкого спектра сегментов игорной сферы. Эту позицию не поддержало федеральное правительство и отменило местную игорную законодательную базу. Что интересно, это не привело к аннулированию лицензий, ранее выданных местными властями. Компании до сих пор работают на условиях, определённых лицензиями, которые сейчас уже не действуют.
Своя специфика налогообложения гемблинга во Франции и Италии. В этих странах законодатель закрепил такое понятие как “коэффициент выплаты”, смысл которого заключается в том, что букмекерам предписано занижать выплаты игрокам на 10-15%. По сути это равноценно требованию к искусственному завышению маржи букмекера.
Франция характеризуется комплексным налогообложением ставок на спорт: помимо вышеописанной схемы с коэффициентом выплаты, букмекеры также платят налог с суммы ставок и сбор на развитие спорта. Делать спортивные ставки во Франции крайне невыгодно, особенно с учётом доступности альтернативы — зарубежных онлайн-букмекеров со значительно более привлекательными условиями игры.
В Италии коэффициент выплаты дополнительно зависит от типа ставки. В случае с ординарами выплаты занижаются на 10-20%, а в случае с мультиставками выплата может снижаться на 10-30% в зависимости от количества событий.